Основу внутрискладской логистики составляет технологический процесс, т. е. система операций по подготовке склада к приемке продукции, разгрузке транспортных средств, приемке продукции, размещению ее на хранение, организации хранения, комплектации заказов, подготовке к отпуску и отгрузке со склада. От того, насколько эффективно будут выполнены эти операции, зависит работа других отделов компании, уровень логистического сервиса, предоставляемого клиентам, а следовательно, и уровень конкурентоспособности компании на рынке. В связи с этим перед руководством склада каждого предприятия стоит задача максимально оптимизировать технологический процесс.
Правильно организованный складской технологический процесс должен отвечать оптимальным параметрам по скорости выполнения операций, обеспечивать сохранность товаров, экономичность затрат и высокий уровень логистического сервиса. Первичной операцией этого процесса является приемка продукции и связанные с ней операции по подготовке склада к приемке.
В 2002/2003 г. специалисты Координационного совета по логистике провели детальный анализ процедуры приемки продукции на складах 23 компаний разных отраслей – оптовая продажа канцелярских товаров, офисной и домашней мебели, производство и продажа сплавов и металлических изделий, парфюмерной продукции и средств бытовой химии, не скоропортящихся продуктов питания и др. В ходе анализа получены следующие результаты: на 60% исследуемых складов допускались ошибки в приемке продукции по количеству (массе), которые приводили к отсутствию более 8% товаров. На 25% складов допускались ошибки, приводившие к 5%-ной недостаче, и на 15% складов были допущены ошибки, приводившие менее чем к 2%-ной недостаче (бo’льшую часть складов составляли терминалы логистических операторов). На 70% складов качество приемки становилось причиной того, что предприятия, сами того не ведая, принимали на хранение и реализацию более 12% товарных позиций, которые не соответствовали товарной номенклатуре, определенной в договоре поставки, а это в дальнейшем, естественно, приводило к пересортице. На большинстве складов (более 60%) осуществлялась приемка бракованной продукции (как с несоответствующими потребительскими свойствами, так и с нарушенной оригинальной упаковкой производителя), составляющая от 3 до 8% общего объема единовременной поставки. В совокупности эти ошибки приводили к серьезным финансовым потерям и ухудшению отношений с клиентами, так как из-за возникающей пересортицы клиентам данных компаний также частично поставлялась продукция, не соответствующая условиям договора.
С целью исключить возможность возникновения подобной ситуации был разработан универсальный алгоритм осуществления процедуры приемки продукции и смежных операций (рис. 2), который позволяет существенно оптимизировать процесс приемки продукции и связанных с ней операций.
Подготовка склада к приёмке продукции
На большинстве складов какие-либо операции по подготовке к приемке продукции не проводят вообще. Как следствие, поступление партий товара является полной неожиданностью для складского персонала, что в дальнейшем приводит также к негативным последствиям: незапланированный перевод сотрудников с одних операций на другие, например разгрузку транспорта, перемещение товаров и т. п., затоваренность проходов, проездов и др. Чтобы этого избежать, рекомендуется принимать ряд мер:
1. Своевременно получать информацию об ожидаемой поставке товара из отдела снабжения, а именно:
перечень товарных позиций;
количество поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);
сроки поступления товара;
наименования поставщика (-ов);
тип тары (короба, паллеты);
информацию о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.).
Наиболее удобно создать форму документа (карточка сведений поставки), в которую эта информация экспортировалась бы из информационной системы или которую заполняют «вручную», в зависимости от возможностей склада.
2. Определить число служащих, участвующих в разгрузке и приемке продукции; определить состав техники, необходимой для разгрузки транспорта.
3. Определить потенциальные места хранения поступившей продукции.
В складской логистике существует философский принцип «всё имеет свое место и на этом месте должно храниться», т. е. предпочтительно, чтобы за каждой товарной группой (товарной позицией) от поставки к поставке была закреплена определенная зона хранения, что позволит в дальнейшем упростить поиск и подбор товара с мест хранения, а также соблюдать принципы товарного соседства. Определить число мест и их конкретное месторасположение можно несколькими способами. Первый – это использование данных информационной системы. В настоящее время практически любая ERP- или WMS-система позволяет достаточно быстро получить данную информацию, однако число складов, которые располагают такими программами, составляет приблизительно от 3 до 5% общего числа складов на территории России.
На складах площадью до 1500...2000 м2 число и месторасположение свободных мест на складе обычно определяют исключительно визуально, что занимает значительное количество времени. Кроме того, такая информация быстро теряет актуальность, поскольку за время, которое тратит служащий, производящий осмотр, на перемещение из одной зоны в другую, свободные места уже, как правило, затовариваются. На складах большей площади применение такого метода невозможно в принципе.
Остались вопросы? Ответим через минуту!
Нас уже выбрали
Мы ценим опыт и профессионализм партнёров и только по таким принципам формируем новые партнёрские отношения.
Компания Hyster выпустила линейку вилочных погрузчиков с интегрированными литий-ионными аккумуляторами, которые обеспечивают надежную работу, сравнимую с автопогрузчиками.
Центральный офис
Контакты
Наш адрес: Москва, ул. Маршала Полубоярова, дом 98а