Нехватка операторов вилочных погрузчиков
О глобальной нехватке квалифицированных операторов вилочных погрузчиков объявило агентство IRU. По подсчётам экспертов, в 2023 году нехватка водителей возрастет во всем мире, и в настоящее время в 36 странах не заполнены более 3 миллионов вакансий. Данные агентство предоставило по результатом опроса более 4700 автотранспортных компаний в Северной и Южной Америке, Азии и Европе.
Двумя исключениями стали Европа и США, где в 2023 году нехватка водителей вилочных погрузчиков немного снизилась. Это объясняется снижением спроса на транспорт в результате инфляции и ужесточения монетарной политики, ограничивающей потребление и инвестиции.
Тем не менее, по прогнозам IRU, в ближайшие годы ситуация значительно ухудшится. Если не принять меры по привлечению и удержанию водителей-операторов, то к 2028 году могут остаться незаполненными более 7 миллионов вакансий операторов вилочных погрузчиков, в том числе 4,9 миллиона в Китае (20% от общего числа вакансий), 745 000 в Европе (17% от общего числа вакансий) и 200 000 в Турции (28% от общего числа вакансий).
Генеральный секретарь IRU Умберто де Претто прокомментировал ситуацию так: «Структурные проблемы, лежащие в основе нехватки водителей погрузчиков и мини-погрузчиков, продолжают оказывать влияние на транспортные услуги. Учитывая, что количество новых водителей значительно ниже, чем водителей, выходящих на пенсию каждый год, необходимо срочно принимать меры. В рассмотренных нами странах не хватает более 3 миллионов операторов. Учитывая демографические особенности профессии, мы прогнозируем, что в течение пяти лет эта цифра может удвоиться».
Он добавил, что властям необходимо активизировать усилия по улучшению условий труда и доступа к профессии. В большинстве стран, где проводилось исследование, не менее 50% автотранспортных операторов испытывают серьезные проблемы с наймом квалифицированных водителей. Многие из них также не могут расширить свой бизнес и теряют доходы.
Профессия водителя грузовика напрямую связана со старением населения: менее 12% операторов моложе 25 лет, в Европе этот показатель снизился до 5%. Доля женщин-водителей погрузчиков также остается низкой — всего 6%, что ниже, чем в целом по транспортной отрасли. В Китае и США доля водительниц самая высокая среди всех исследованных стран.
Минимальный возраст вождения для международных грузоперевозок в некоторых странах по-прежнему составляет от 21 до 26 лет. Высокая стоимость обучения, лицензий и страховки также приводит к тому, что стать оператором погрузчика становится дорого. Например, во Франции средняя стоимость получения лицензии и сертификата профессиональной компетентности составляет 5 250 евро, что в три раза превышает минимальную месячную заработную плату.